23:02 Поток становится шире | |
Расширение - этим словом трубопроводчики называют целый комплекс сложнейших работ, которые выполняются для увеличения мощности магистрали, по которой транспортируется нефть. Сегодня один из главных, стратегически важных проектов отрасли - расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь Тихий океан (ТС ВСТО).
80х50х30
Новый проект затрагивает трубопроводную систему на всем ее протяжении в 4800 км. После завершения работ производительность ее первой очереди (ТС ВСТО-1) должна достичь 80 млн т нефти в год, второй (ТС ВСТО-2) - 50 млн т, а по нефтепроводу Сковородино - Мохэ (отводу от ТС ВСТО на Китай) планируется перекачивать 30 млн т нефти.
Основное строительство развернется на территории Иркутской области на участке первой очереди нефтепровода. Здесь в ближайшие годы планируется возвести шесть нефтеперекачивающих станций (НПС). В октябре прошлого года на трех первых площадках были завершены комплексные инженерно-геологические изыскания, проектная документация разработана и передана на государственную экспертизу. Станции начнут строить ближе к нынешней осени. Возведение еще трех станций "Транснефть" планирует начать годом позже - в 2016-м.
На участке второй очереди ТС ВСТО возведут еще четыре нефтеперекачивающие станции - три в Амурской области и одну в Хабаровском крае. Первую начнут строить уже во втором квартале этого года в районе поселка Архара Амурской области. По трем другим ведутся изыскания и проектные работы.
Затронет расширение и "Транснефть - Порт Козьмино" - морской нефтеналивной терминал в районе Находки. Первый причал нефтепорта уже сегодня способен принимать танкеры дедвейтом до 150 тыс. т, до таких же кондиций предстоит довести и второй причал. Для этого в течение 2015 года реконструируют подходную дамбу и углубят дно в акватории причала.
Объемы перекачки на китайском направлении планируется увеличить уже к 2017 году. Сейчас на нефтепроводе Сковородино - Мохэ ведутся активные работы. На двух крупнейших станциях ТС ВСТО в Сковородино и Тайшете планируется расширение хранилищ товарной нефти. На станции построят новые резервуары объемом по 50 тыс. куб. м. В итоге суммарная вместимость нефтехранилищ увеличится до 0,5 млн куб. м в Сковородино и до 400 тыс. куб. м в Тайшете.
В целом третий этап увеличения производительности ТС ВСТО станет наиболее сложным и объемным по затратам и масштабам строительства за всю историю расширения трубопроводной системы.
Этапные сложности
Масштаб и значимость программы расширения ТС ВСТО сложно понять, не обратившись к истории проекта. Первая очередь трубопроводной системы была сдана в декабре 2009 года. Труба доходила тогда до наливного терминала в Сковородино, ее максимальная нагрузка составляла 15 млн т нефти в год. Там сырье переваливали в железнодорожные цистерны, и оно отправлялось в Козьмино. Составы шли один за другим. Бывало, за сутки на железнодорожную эстакаду порта ставилось до 11 составов - порядка 40 тыс. т нефти каждые 24 часа.
Однако уже тогда было ясно: чтобы быть полноценным игроком на рынке АТР, России таких объемов недостаточно. Поэтому еще не улеглось эхо торжественных речей в честь пуска ВСТО-1, а "Транснефть" уже готовила площадки под строительство новых объектов, специалисты обкатывали схемы поставок техники, оборудования и строительных материалов для расширения нефтяной магистрали.
В январе 2010 года "Транснефть" начала возведение второй очереди ТС ВСТО от Сковородино до нефтепорта Козьмино. Параллельно возводился нефтепровод Сковородино - Мохэ, по которому уже через год должна была начаться перекачка 15 млн т нефти в Китай. И чтобы в полной мере обеспечить эти направления нефтью, необходимо было увеличивать мощность ТС ВСТО-1 - то есть начинать ее расширение.
Самым сложным был первый этап. Он включал в себя строительство пяти НПС рядом с городами Ленск, Олекминск, Алдан, Тында, поселком Большой Нимныр (Алданский район Якутии). Самый большой объем работы был на двух станциях, возводившихся в Ленском и Олекминском районах Якутии. Источников энергии там не было, и для обеспечения НПС электричеством пришлось построить две автономные дизельные электростанции мощностью 11 и 11,6 МВт.
К тому же эти две НПС оказались в самом сложном положении с точки зрения поставок техники и оборудования. Практически все доставлялось в навигацию по реке Лене, а далее - по вдольтрассовому проезду, проложенному в период строительства первой очереди ТС ВСТО. Тогда это была единственная в тех местах дорога, круглый год пригодная для проезда. В более выгодном положении оказались остальные три станции, которые строились в освоенных районах Якутии и Амурской области, где была развита транспортная инфраструктура.
Своенравная Лена
Едва ли не каждый нефтепровод пересекает на своем пути так называемые водные преграды - реки, ручьи, водохранилища. В каждом таком случае строится подводный переход - сложнейшее инженерное сооружение, обеспечивающее полную экологическую безопасность реки, под которой проходит труба. При строительстве ВСТО-1 такие подводные переходы были проложены. Теперь рядом с основными нитками нефтепровода, примерно в ста метрах от них, необходимо было проложить резервные, чтобы в случае ремонта и профилактических работ не останавливать перекачку нефти.
Большинство рек Сибири - полноводны и своенравны, но с Леной вряд ли сравнится какая-либо другая. Скорость ее течения может достигать 6 м/с (более 21 км/ч), поэтому летом рыть траншею с воды крайне сложно - понтоны с экскаваторами практически невозможно закрепить. Зимой лед не дает реке развернуться в полную силу, экскаваторы также работают с понтонов, но в прорубленной сквозь толщу льда полынье. А ведь были еще стройплощадки подводных переходов на Ангаре, Алдане, Усть-Илимском водохранилище. И это не считая мелких водных преград, которые в Европе считались бы вполне солидными речками.
Одновременно шло строительство в "Транснефти - Порт Козьмино", который готовился присоединиться к нефтяной трубе. Увеличивался объем нефтебазы, строился пункт приема нефти, оборудовался второй причал.
Тогда же "Транснефть" закончила строительство нефтепроводного отвода на Китай, официальные поставки по трубопроводу Сковородино - Дацин начались 1 января 2011 года. Осенью 2012 года все работы по первому этапу расширения на объектах ТС ВСТО-1 и порта Козьмино были завершены. В декабре 2012 года, почти на два года раньше изначально запланированных сроков, была запущена вторая очередь ТС ВСТО. Нефть пришла на Дальний Восток по трубе.
Заморозить мерзлоту
А перед компанией уже стояли другие задачи. Нужно было снова расширять ТС ВСТО-1, чтобы обеспечить увеличение поставок в Китай по нефтепроводу Сковородино - Мохэ. Необходимо было построить еще три НПС в Якутии и в очередной раз модернизировать действующие станции. Объем работ на первый взгляд не так велик, как при первом расширении, но трудностей и здесь хватило сполна.
Две НПС в Ленском районе и Олекминском Якутии предстояло возвести в таежной глуши, в самых настоящих медвежьих углах. Причем одну из них - на участке с вкраплением многолетне-мерзлых грунтов. Для этого нужны были совсем иные технологии строительства. Все здания и сооружения этой станции возведены на уходящих в землю многометровых сваях и на метр-два приподняты над землей. Это сделано для того, чтобы не провоцировать таяние грунта, которое чревато необратимыми тяжелыми последствиями и для окружающей среды, и для возведенных построек. С этой же целью по всей площадке установили термостабилизаторы, которые работают по принципу обычного холодильника. Они погружаются на такую же глубину, как сваи, - до 10 м, а сверху стоит радиатор охлаждения, который, забирая воздух, промораживает грунт.
Ко второму расширению "Транснефть" накопила огромный опыт как строительства в тяжелейших природных условиях, так и организации поставок материалов и оборудования на отдаленные от всякой цивилизации объекты. Но главное - после первых строек уже были вдольтрассовые проезды и линии электропередачи, протянувшиеся сквозь глухую тайгу. Это было огромным подспорьем для строителей, поэтому созданная с нуля транспортная инфраструктура, проверенная схема поставок, знание особенностей тех территорий, на которых велись работы, позволили строить быстрее, качественнее и с гораздо меньшими трудозатратами.
В декабре 2014 года на ТС ВСТО-1 по проекту расширения были введены в эксплуатацию три новые нефтеперекачивающие станции. Производительность первой очереди трубопроводной системы возросла до 58 млн т нефти в год. В 2017 году мощность ВСТО-1 будет доведена до 70 млн т в год, ВСТО-2 - до 39 млн, а в 2019-м система выйдет на проектные показатели. По пути в порт Козьмино часть сырья будет уходить, в ближайшей перспективе, на Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, а в более отдаленной - на Комсомольский, а также на завод Восточной нефтехимической компании, который планируется построить в Находке.
Благодаря запуску и развитию трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан в этих краях началось активное освоение новых нефтяных месторождений. Были разработаны Талаканское, Верхнечонское, Даниловское, Марковское, Терско-Камовское, Дулисьминское, Ярактинское, Западно-Аянское, Среднеботуобинское и другие месторождения.
Сегодня на ТС ВСТО работают более 8 тыс. человек, и как минимум 7 тыс. из них - местные рабочие и специалисты, подготовленные в учебных заведениях "Транснефти". Они получили работу на новых объектах компании, возможности профессионального роста и, что очень важно, жилье. На третьем этапе расширения магистрали это дело будет продолжено - в Иркутской области, там, где появятся новые НПС, построят новое жилье для работников. Уже известно, что в поселках Чунский и Вихоревка это трехэтажные 24-квартирные дома, в Железногорске-Илимском поставят дом в три этажа на 32 квартиры, а в поселке Верхнемарково те же 32 квартиры разместят в двухэтажном доме. Трехэтажный жилой дом на 18 квартир возведут в поселке Архара.
Справка Трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан (ТС ВСТО) - это нефтепровод протяженностью 4,8 тыс. км - от головной нефтеперекачивающей станции в районе города Тайшета Иркутской области до пункта приема нефти "Козьмино", расположенного рядом с поселком Хмыловка Приморского края. Нефтяная магистраль проходит по территориям Республики Саха (Якутия), Амурской области, Еврейской автономной области и Хабаровского края. Строительство первой очереди ТС ВСТО от Тайшета до города Сковородино Амурской области началось 28 апреля 2006 года и велось более 3,5 лет. За это время была сооружена линейная часть (то есть сам трубопровод) протяженностью около 2,7 тыс. км. Вторую очередь ТС ВСТО начали строить 13 января 2010 года и проложили менее чем за два года. 25 декабря 2012-го ТС ВСТО-2 была официально пущена в эксплуатацию. Протяженность нефтепровода составила около 2,1 тыс. км.
Строительство отвода от ВСТО до границы с Китаем (российского участка нефтепровода Сковородино - Мохэ протяженностью 63 км) началось 27 апреля 2009 года. Российская часть берет начало на самой крупной станции ТС ВСТО - НПС N 21 в Сковородино и заканчивается на приемо-сдаточном пункте "Джалинда". Далее труба идет через реку Амур в Китай. НПС "Мохэ" - станция на китайском берегу, принимающая российскую нефть и отправляющая ее далее в сторону Дацина.
Источник:
| |
|