В работе Экспертного совета приняли участие вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Маргелов, заместитель вице-президента – директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» Владимир Назаров, руководитель управления стратегического развития компании Расим Мингазетдинов, генеральный директор АО «Черномортранснефть» Александр Зленко, генеральный директор ОАО «НМТП» Султан Батов. Кроме того, в заседании участвовали заместитель генерального директора по инвестициям ИК УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров, главный редактор «ИнфоТЭК», глава подкомитета по моторному топливу ТПП РФ Наталья Шуляр, заведующий кафедрой нефтегазотрейдинга и логистики РГУ нефти и газа им. Губкина Юрий Щербанин и другие представители экспертного сообщества.
Открывая заседание совета, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Михаил Маргелов отметил, что Южный федеральный округ – место расположения крупнейших магистралей и транспортных узлов системы «Транснефть». Так, здесь находятся НПС «Тихорецкая» и крупнейший перевалочный комплекс «Шесхарис» с нефтебазой «Грушовая». Он также сообщил, что по состоянию на июль 2015 года на перевалочном комплексе «Шесхарис» суммарно отгружено 1,5 млрд тонн углеводородного сырья с момента погрузки первого танкера «Лихославль» в 1964 году.
Кроме того, Михаил Маргелов подчеркнул, что порт Новороссийск также является важнейшим экспортным терминалом – не только для России, но и для Азербайджана, Казахстана и Таджикистана. По итогам 2014 года через него было отгружено 8,3 млн тонн нефти грузоотправителей упомянутых зарубежных стран.
Михаил Маргелов также сообщил, что значимым шагом для эффективного функционирования промышленной инфраструктуры округа является развитие системы нефтепродуктопроводов «Юг», которая будет способствовать увеличению переработки нефти на территории России, росту объема экспорта дизельного топлива российских производителей. Завершение работ в рамках проекта запланировано на 2020 год.
Касаясь вопросов деятельности ОАО «Новороссийский морской торговый порт», акционером которого является ОАО «АК «Транснефть», вице-президент отметил, что важной задачей является продолжение технологического переоснащения порта, безопасность погрузочно-разгрузочных работ и привлечение инвестиций.
Как сообщил в своем выступлении заместитель вице-президента – директор департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» Владимир Назаров, объемы перевалки нефтепродуктов на перевалочном комплексе «Шесхарис» в перспективе до 2020 года могут вырасти до 20 млн тонн. Планируется, что по итогам 2015 года эта цифра составит 9,6 млн тонн.
Владимир Назаров также сообщил, что суммарные объемы перевалки на терминалах порта Новороссийск в последние годы увеличиваются, аналогичная динамика наблюдается и за пять месяцев 2015 года. К 2020 году порту Новороссийск суммарная доля нефтепродуктов в отгрузке может увеличиться до 30,3 млн тонн в год с нынешних 19,9 млн тонн - - отметил он.
Руководитель управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» Расим Мингазетдинов, выступая с докладом, отметил, что компания к 2018 году почти в два раза увеличит поставку нефти трубопроводным транспортом на НПЗ Краснодарского края.
По его словам, в 2015 году на НПЗ Краснодарского края будет поставлено 7,3 млн тонн нефти, в частности на Краснодарский НПЗ – 1,3 млн тонн, на Афипский НПЗ – 6 млн тонн. Еще 3,3 млн тонн эти заводы получат по железной дороге (Краснодарский – 0,7 млн тонн, Ильский – 2,6 млн тонн).
В перспективе поставки нефти по трубопроводу на НПЗ края в 2018 году запланированы в объеме 13,8 млн тонн: на Краснодарский НПЗ – 1,3 млн тонн (и 0,7 млн тонн по железной дороге), на Ильский – 3 млн тонн, на Афипский – 9 млн тонн. Расим Мингазетдинов уточнил, что финансирование строительства необходимых мощностей для увеличения прокачки нефти на заводы по нефтепроводу будет осуществляться за счет собственников НПЗ.
По данным ОАО «АК «Транснефть», после 2020 года Ильский НПЗ планирует увеличить переработку до 6 млн тонн, Афипский завод рассчитывает еще 3 млн тонн получать по нефтепроводу. Однако, как отметил Расим Мингазетдинов, это уже перспектива после 2020 года, второй этап, по которому никакие документы еще не подписаны.
По словам Расима Мингазетдинова, на первом этапе планируются поставки дизтоплива стандарта «Евро-5» до 6 млн тонн в год до Новороссийска, перевалка его в Новороссийске и транспортировка на экспорт. После этого, в конце 2019 года, планируется строительство нефтепродуктопровода (МНПП) от Самары до Волгограда и одновременно расширение пропускной способности МНПП от Волгограда до Новороссийска. Таким образом, к началу 2020 года планируется поставлять до 11 млн тонн дизтоплива в год, уточнил он.
Ресурсной базой для продуктопровода станут Самарская группа НПЗ, Волгоградский, Омский, Башкирский НПЗ. Расим Мингазетдинов также сообщил, что ОАО «АК «Транснефть» изучает возможность подключения Новошахтинского НПЗ к нефтепродуктопроводу «Юг». «Возможно подключить и Новошахтинский НПЗ, в планах которого производство дизтоплива в объеме 3,5–4 миллиона тонн, мы сможем добавить этот объем», – сказал Расим Мингазетдинов. Таким образом, суммарная мощность проекта «Юг» после 2020 года может достичь 15 млн тонн нефтепродуктов.
Выступая с докладом о развитии инфраструктуры перевалочного комплекса «Шесхарис», Александр Зленко, генеральный директор АО «Черномортранснефть», в состав которого входит комплекс, сообщил, что в настоящее время выполняется комплексная реконструкция объектов «Шесхариса», запланированная на период 2012–2025 годов. Реализация программы, в частности, позволит повысить экологическую и инженерную защищенность объекта и увеличить емкость резервуарного парка.
На сегодняшний день на ПК «Шесхарис» ведется строительство четырех резервуаров объемом по 30 тыс. м3, проводится реконструкция инженерно-технических средств охраны, системы пожаротушения, а также системы управления и автоматики.
По словам Александра Зленко, комплексная реконструкция перевалочного комплекса «Шесхарис» позволит обновить основные производственные фонды и увеличить объем резервуарного парка с 1188 до 1580 тыс. м3.
Комплексная реконструкция ПК «Шесхарис», с учетом реализации проекта «Юг», обеспечит выполнение поручения президента РФ по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты России, а также позволит осуществлять перевалку нефти и нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) суммарным объемом более 40 млн тонн в год, подчеркнул Александр Зленко.
- Перевалка нефтепродуктов в Новороссийске. Проект Юг. Увеличение доли нефтепродуктов (презентация заместителя вице-президента – директора департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов ОАО «АК «Транснефть» Владимира Назарова).
- Поставка нефти на заводы Юга России (презентация начальника управления стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» Расима Мингазетдинова).
- Перевалочный комплекс "Шесхарис" (презентация генерального директора АО «Черномортранснефть» Александра Зленко).