20:57 В ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» завершается строительство комплекса переработки нефтяных остатков (КПНО). | |
Как известно, переработка нефти – довольно трудоемкая производственная задача. Для того чтобы стать готовыми продуктами, пришедшему на предприятие сырью необходимо пройти несколько технологических стадий. Всё полезное из него приходится буквально выбивать с помощью различных нефтехимических процессов. Иначе значимая часть труда нефтедобытчиков попросту уйдет в мазут – нефтяные остатки, из которых так и не удалось получить ничего, кроме дешевого продукта для топок.
– Чем же стал так немил этот продукт, который значился в товарном ассортименте с первых дней работы предприятия? – Еще несколько десятилетий назад на глубину переработки нефти в нашей стране не обращали никакого внимания. Возрастающая потребность в топливе обеспечивалась за счет увеличения объемов добычи и строительства новых заводов, которые переводили в мазут до половины поступающей на переработку нефти. Сегодня с таким подходом далеко не уедешь. К тому же после планомерного перевода отечественного ТЭКа на природный газ российский рынок топочного мазута сжался, как шагреневая кожа. Излишки этого продукта приходится экспортировать. Причем за рубежом наш мазут не жгут, а подвергают глубокой переработке, получая из него востребованные моторные топлива. Но после сближения экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты экспорт мазута стал фактически нерентабельным. Всё это и подтолкнуло к переменам. Обгоняя время За годы работы под флагом «ЛУКОЙЛа» пермские нефтепереработчики уже приучили нас к своим техническим прорывам. Достаточно вспомнить, что предприятие первым в стране отказалось от выпуска этилированного бензина, а затем стало постоянным правофланговым в производстве моторных топлив стандартов «Евро». С конвейера «Пермнефтеоргсинтеза» сошли первые отечественные полусинтетические и синтетические масла, а в 2004 году здесь заработал уникальный для России комплекс глубокой переработки нефти. И вот теперь очередной проект века. – Ввод в действие комплекса глубокой переработки стал настоящим событием не только для вашего предприятия, но и для всей отечественной нефтепереработки в целом. Насколько значимым на этом фоне будет запуск КПНО?– Думаю, по масштабам производства и своей уникальности оба технологических объекта примерно равны. А вот по сложности решаемых задач новый комплекс, безусловно, даст фору предшественнику. Если одиннадцать лет назад мы успешно решили задачу по глубокой переработке дистиллятных остаточных фракций нефти, так называемого вакуумного газойля, то сейчас необходимо пустить в оборот самые тяжелые нефтяные остатки – гудроны, асфальты и экстракты масляного производства. – Когда возникла сама идея столь смелого и в то же время довольно затратного инвестиционного проекта? – В 2010 году Компания поручила подготовить предложения по прекращению производства топочного мазута. Проанализировав зарубежный опыт и свои возможности, мы сделали ставку на проверенные временем технологии. Во всём мире задача по переработке нефтяных остатков решается двумя путями: введением недостающего водорода или удалением избыточного углерода. Мы выбрали второй, остановившись на процессе замедленного коксования. – Почему именно на нем? – На сегодня это минимальная по затратам и эффективная альтернатива глубокой переработки нефти, основанная на использовании надежных промышленных технологий, учитывающая потребности рынка. С одной стороны, на выходе установки замедленного коксования можно получить два вида кокса: традиционный электродный для «РУСАЛа» и кокс с повышенным содержанием летучих компонентов для черной металлургии, рынок которого оценивается в несколько десятков млн т в год. С другой – вторичные дистилляты коксовой установки, прошедшие через гидрокрекинг и гидроочистку, превращаются в бензин и дизельное топливо, а из выделившегося сероводорода получают гранулированную серу и серную кислоту. Таким образом, мы не только решаем поставленную перед нами задачу, но и полностью ориентируем новый комплекс на потребности рынка. – За пять лет, прошедших с момента выбора оптимального варианта, в мире нефтепереработки наверняка появились очередные новации. Не заставило ли время посмотреть на пермский проект с другой стороны? – Разумеется, технический прогресс не стоит на месте. Например, компанией ENI на севере Италии реализован проект глубокой переработки по технологии EST, использующей процесс гидрокрекинга в суспензионной фазе. Но при производительности в два раза меньше пермского его стоимость в разы больше. К тому же на выходе итальянского комплекса не готовый продукт, а всё тот же газойль, который необходимо прогонять через другие технологические стадии. Мы же органично вписали новый комплекс в заводские мощности, использовав при этом резервы существующей технологической схемы. В частности, тяжелый газойль с новой установки замедленного коксования будет перерабатываться на гидрокрекинге T-Star комплекса глубокой переработки нефти. Уверен, что никакой другой реальной альтернативы с аналогичными капитальными затратами нашему проекту нет и не будет. – Забота ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» об охране окружающей среды уже давно является наглядным примером для многих высокотехнологичных производств. Наверное, и новый комплекс будет весьма экологичным в работе? – Конечно, ведь в него заложен целый ряд технологий, которые минимизируют вредное воздействие на окружающую среду. Так, на коксовой установке будет специальный блок для очистки кислых вод. Все газы подвергнутся очистке, а сероводород – утилизации на существующей установке сероочистки. Одним словом, никакой опасности для экологии не существует, иначе бы мы не получили разрешение на строительство. Новые ориентиры За последние два десятилетия в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» введено в действие и реконструировано немало высокотехнологичных установок, благодаря которым гигант прикамской нефтепереработки, без излишнего пафоса, пережил второе рождение. Новый комплекс, по сути, должен стать последним штрихом многолетней крупномасштабной модернизации завода и логичным продолжением курса Компании и лично ее Президента Вагита Алекперова. После ввода в эксплуатацию КПНО предприятие достигнет фантастического для отечественных НПЗ уровня извлечения светлых нефтепродуктов в 98 %. Есть куда двигаться дальше? – Векторы этого движения задает сама жизнь, – считает Валерий Александрович. – Помните, как на заре нефтепереработки человечеству был нужен только керосин? Появились двигатели внутреннего сгорания – стали необходимы бензин и дизель. Каждый новый процесс или изменения технологической структуры завода – не что иное, как ответ на требования рынка. Возникла необходимость в моторных топливах «Евро-5», и на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе» были реконструированы каткрекинг и установки гидроочистки, построена установка изомеризации. Мы постоянно следим, какие требования к качеству топлива предъявляются во всём мире. – Какие же новшества ждут завод после ввода КПНО? – В следующем году планируем реализовать на действующей установке гидрокрекинга новую технологическую схему и применить новые катализаторы, которые позволят производить зимнее дизельное топливо следующего поколения с улучшенными температурными и одновременно противоизносными свойствами. Такой продукт очень ждут в районах Крайнего Севера. Необходимо поработать и над уменьшением энергоемкости технологических процессов предприятия. По методике Solomon индекс энергетической интенсивности «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» находится в четвертой квартили. Мы потребляем энергии больше, чем ведущие европейские НПЗ. Не исключено, что скоро появятся более жесткие требования к содержанию бензола. К этому тоже надо быть готовыми. В конце разговора мы не удержались и спросили у Валерия Крылова, почему очередной уникальный для России комплекс появится именно в Перми? «Наверное, потому что мы привыкли работать, опережая время, и творчески подходить к решению самых сложных производственных задач, – с гордостью ответил главный технолог. – Поэтому Компания и доверила нам стать первопроходцами в новом для отечественной нефтепереработки технологического решении». Станислав СЛЮСАРЕВ Источник | |
|